Всемирный день безопасности пациентов.
17 сентября 2024 г.
Диагноз определяет суть заболевания пациента. Чтобы поставить диагноз, пациенты и обслуживающие их медико-санитарные работники должны совместно пройти сложный и порой длительный диагностический процесс. Он включает в себя беседу с пациентом, осмотр, тестирование и анализ результатов, после чего ставится окончательный диагноз и назначается лечение. Диагностические ошибки, которые возможны на любом этапе, могут повлечь за собой серьезные последствия. Запоздалая, ошибочная или пропущенная постановка диагноза способна продлить болезнь пациента, а в некоторых случаях привести к его инвалидности и даже к смерти.
В нынешнем году кампания по проведению Всемирного дня безопасности пациентов названа «Улучшение диагностики для безопасности пациентов» и проходит под лозунгом «Не допускайте ошибок, помните о безопасности!». В этот день пациенты и их семьи, медико-санитарные работники, руководители учреждений здравоохранения, представители директивных органов и гражданского общества будут особо выделять ключевую роль правильной и своевременной диагностики в обеспечении безопасности пациентов.
Страница мероприятий в рамках Всемирного дня безопасности пациентов 2024 г.
Кампании прошлых лет по случаю Всемирного дня безопасности пациентов
Тема обеспечения безопасности пациентов
Флагманская инициатива ВОЗ по обеспечению безопасности пациентов (на английском языке)
Глобальная платформа обмена знаниями (на английском языке)
Основные тезисы кампании
Правильная и своевременная постановка диагноза – это первый шаг к профилактическим мероприятиям и эффективному лечению.
Диагностические ошибки составляют 16% предотвратимого вреда здоровью пациентов и распространены во всех учреждениях здравоохранения. К таким ошибкам могут относиться пропущенные, ошибочные, запоздалые или неправильно сформулированные диагнозы. Они способны ухудшить состояние пациента, а в ряде случаев привести к длительной или тяжелой инвалидности и даже к смерти, а также к увеличению расходов на медицинское обслуживание.
Понимание диагностического процесса – это ключ к уменьшению количества ошибок.
Диагностический процесс включает в себя целый ряд последовательных этапов, в том числе первичное обращение пациента, изучение анамнеза и осмотр пациента, диагностическое обследование, обсуждение и представление результатов, взаимодействие и координацию, постановку окончательного диагноза и составление плана лечения, наблюдение и повторное обследование. Ошибки возможны на любом из этих этапов.
Для устранения диагностических ошибок существует целый ряд решений.
Директивные органы и руководители учреждений здравоохранения должны создавать благоприятную рабочую обстановку и предоставлять качественные средства диагностики; медико-санитарных работников нужно стимулировать к постоянному совершенствованию профессиональных навыков и устранению неосознанной предвзятости в суждениях; а пациентам следует оказывать поддержку, чтобы они активно участвовали в диагностическом процессе.
Постановка диагноза — это коллективное усилие.
Для правильной и своевременной постановки диагноза необходимо взаимодействие между пациентами, их семьями, осуществляющими уход лицами, медико-санитарными работниками, руководителями учреждений здравоохранения и директивными органами. Все заинтересованные стороны должны участвовать в формировании диагностического процесса и иметь возможность высказывать любые опасения.