Версия для слабовидящих
 

19 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА – ДЕНЬ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА

Школьный травматизм

Травматизм представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни взрослых и детей. Ежегодно миллионы людей на планете получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни.

Высокий уровень травматизма характерен для Республики Беларусь в целом и для города Новополоцка, в частности. Общее количество травмированных в городе ежегодно превышает 18 тысяч человек.

Что такое травматизм?

Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.д.).

Особую тревогу вызывает школьный травматизм. Травмы у детей нередко приводят к тяжелым последствиям, что может отразиться на состоянии здоровья и работоспособности в будущем.

В общей структуре детского травматизма травмы, полученные в школе, составляют довольно высокий удельный вес не менее 15-20%. Анализ их показывает, что в большинстве случаев школьники травмируются в результате:

  1. нарушения дисциплины,
  2. озорства, шалости и неосторожности;
  3. на уроках физкультуры;
  4. вследствие нарушения правил поведения в спортзалах или спортивных площадках;
  5. в результате бесконтрольности со стороны учителя физкультуры на его уроках или педагогов и обслуживающего персонала на переменах;
  6. в случае неисправности спортивных сооружений в спортзалах или на территории школы.

Для правильного представления о школьном травматизме и его профилактики следует учитывать 3 периода в жизни школьника:

  • младший школьный возраст (7-10 лет)
  • средний (11-14)
  • старший (14-16)

В указанных возрастных группах дети отличаются своеобразными особенностями физического и психического развития.

Школьники младшей возрастной группы только что получили самостоятельность и освобождены от постоянной опеки взрослых. Им свойственна повышенная возбудимость, импульсивность и эмоциональность.

Свою активность дети используют для игр, порой небезобидных шалостей, необдуманных поступков.

Опасность поджидает детей при игре с острыми предметами. Не секрет, что некоторые ребята выясняют отношения с помощью «фехтования» различными предметами (ручки, палки, пеналы и т.п.), другие любят «стрелять» с помощью самодельных резинок, прикрепленных к пальцам. Такое «оружие» нередко приводит к ранению глаз, в результате – полная или частичная потеря зрения.

Наибольшую опасность таят в себе игры на высоте: лазанье по крышам, деревьям, заборам. Здесь может подвести любая случайность: сломается ветка, соскользнет нога, зацепится пиджак за забор. Итог печальный – тяжелое сотрясение головного мозга, переломы рук и ног.

У детей 11-14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е. переход от детского возраста к юношескому. Происходит половое созревание, интенсивно протекают процессы роста и развития. У них вырабатывается характер, внутренняя свобода, раскованность, волевые качества. Дети способны лучше усваивать, обобщать и мыслить нестандартно.

В возрасте 15-17 лет подростки порой переоценивают свои возможности. Им кажется, что они превзошли опыт окружающих их взрослых, все познали. Появляется повышенный интерес к героизму, мужеству и всякого рода приключениям. В этом возрасте у некоторых появляется желание мастерить огнестрельное оружие – самопалы. Это очень опасное занятие, которое нередко приводит к тяжелым травмам и даже трагическим последствиям.

Наиболее действенными мерами по предотвращению школьного травматизма являются:

  1. Повышенное внимание всего педагогического коллектива, родительского комитета за поведением детей на переменах не только в помещении, но и во дворе школы.
  2. Усиление ответственности учителя физкультуры за обеспечением безопасности детей на занятиях и недопущение травматизма.
  3. Тщательная подготовка к занятиям залов, спортивных площадок, спортивных снарядов и матов.
  4. Допускать детей к занятиям на спортивных снарядах и играх только после хорошей общефизической разминки.
  5. Неуклонно выполнять правила страхования при упражнениях, связанных с риском падения.
  6. Отменять занятия по физкультуре в случае отсутствия штатного учителя, не подменять его случайными людьми.
  7. Учащимся строго соблюдать школьную дисциплину, избегать опасных шалостей, физических грубостей к своим сверстникам и необоснованного риска.
  8. Учиться прогнозировать и предвидеть возможные последствия в той или иной ситуации.
Добавлено 19.12.2019 10:48